Бомеровская техника.
Вступление:
Своим название данная техника катания обязана сайту http://www.bomberonline.com и его форуму. По политическим причинам, этот сайт, будучи одним из центральных сайтов по жесткому сноуборду, не попал в линки. Еще больше, чем указанному сайту с его форумом, данная техника обязана CMC, и ее, наверное, было бы правильнее называть CMC Style.
В тоже время, большинство карверов, считают, что они катаются в стиле "бомер" и при этом каждый сам, по своему, определяет этот стиль, а точнее свои ошибки, которые на самом деле надо считать не ошибками, а "индивидуальной" манерой катания.
При этом они все руководствуются одинаковыми критериями :-)
А точнее одним, основным, критерием. Ангуляция. Максимальная ангуляция в каждой дуге.
Однако невозможность побороть откляченный зад в бэке и завал внутрь поворота во фронте порой заставляет некоторых карверов говорить о том, что это индивидуальная манера катания :-)
Почти все считают, что бомер проще, чем евро. При этом, не умея ни того, ни другого. Однако, смотря на свое катание и на катание тех, кому они хотят подражать, им кажется, что бомер гораздо проще.
Это не так.
С технической точки зрения, евро и бомер одинаковы сложны. В евро очень сложен бэк. В бомере очень сложен фронт. Да, да. Именно фронт, которые все прекрасно умеют выполнять. Именно он сложен. В силу того, что приходится гнуться в противоположенную, от естественного сгиба, сторону.
Но евро это пассивное катание. Завалился в дугу, встал, пауза. Завалился в дугу, встал, пауза. Склон покруче, поровнее и можно наслаждаться жизнью.
Бомер это динамичное катание. Не только техничное, но и динамичное. Пауз быть не должно. Динамичность требует повышенной отдачи сил. В этом и состоит дополнительная сложность данного стиля.
Существует два основных требования к снаряжению. Доска не рельса. Регулировка ботинок позволяет сильно сгибать ноги.
Техника катания:
1. Найти очень пологий склон. Совсем. Чтобы доска ехала очень медленно и можно было спокойно, без набора скорости, разобраться и понять что к чему. Поставить туловище жестко перпендикулярно доске и направить доску вниз по склону. Когда она совсем немного наберет скорость, согнуть ноги в коленях, перенося большую часть веса на переднюю ногу, немного согнуться вперед, и сохраняя перпендикулярное положение туловища (плеч) относительно доски поднять заднюю руку, согнутую в локте, вверх. Передняя рука в это время тянется к пятке передней ноги. Вес тела смещен вперед. Туловище оказывается развернутым вертикально по отношению к доске и остается быть перпендикулярным горизонтально. Немного прогнуться в пояснице. Доска начинает выполнение фронта. По мере выполнения поворота вес тела с передней ноги плавно перемещается на заднюю ногу. Для выполнения бэка надо так же загрузить переднюю ногу попутно согнув ноги в коленях, и сохраняя перпендикулярное положение туловища (плеч) относительно доски. Немного согнуться вперед. Следом сделать взмах обоими руками внутрь поворота. Передняя рука идет максимально вверх. Задняя идет так, как если бы стояла цель достать задним плечом переднее колено, при этом задняя рука уходит за проекцию туловища вслед за передней рукой. Туловище оказывается развернутым в вертикальной плоскости и остается быть перпендикулярным горизонтально. Среди разминочных упражнений есть упражнение мельница. Это когда человек сильно сгибается в пояснице, расставляет руки в стороны и фиксирует их в таком положении, и начинает разворачивать туловище так, что бы руки попеременно смотрели вверх (другая рука в это время направлена вниз, а туловище развернуто в сторону). Принцип выполнения поворотов в бомеровской технике очень похож на это упражнение. Не хватает только небольшого изгиба в пояснице, но про это ниже.
2. Чем больше времени будет потрачено на тщательное изучение, понимание и освоение пункта 1. тем проще будет понять и освоить остальные пункты. Без очень хорошего понимания, что нужно делать в п.1, как нужно делать, когда нужно делать и умения это изображать на пологом склоне, не стоит переходить к пункту три.
3. Выбираем склон покруче, чем в пункте один. Про фронт забываем. Совсем. Он используется только для захода на бэк. При заходе в бэк, максимально сгибаем ноги (для этого задний ботинок основательно заваливается, а пятка заднего крепления
поднимается). Делаем разворот плечами из пункта один, но руки никуда не летят. Задняя рука тянется к внешнему канту на носу доски. Туловище при этом максимально сгибается вперед. И в бок, так что бы рука оказалась на канте чуть ли не запястьем. Ключевые моменты это: максимальное сгибание ног, максимальное сгибание туловища вперед, максимальное сгибание туловища в сторону (в бок) противоположенный повороту. Это делается для того, что бы поместить максимальное количество кг. веса над кантом и эти кг. задавливали бы доску в снег. Это называется ангуляцией. Делаем это до тех пор, пока в момент выполнения поворота рука уверенно не будет ложиться на кант где-то перед передним креплением.
4. Учимся делать пункт 3. смотря при этом не прямо по ходу движения, а внутрь поворота. Т.е. голова очень сильно разворачивается внутрь поворота и смотрит почти через плечо. В эти моменты нужно быть морально готовым к тому, что ровный склон перестанет быть ровным и небольшая кочка высотой сантиметров десять, отправит вас в небольшой полет. В этом случае не нужно предпринимать никаких действий и только сосредоточиться на жестком приземлении. После него дуга продолжится. Головой нужно крутить, что бы видеть, что происходит внутри поворота. Опытный лыжник, летящий сверху вниз по прямой, хорошо разогнавшийся и не в силах куда либо свернуть, вполне способен врезаться так, что на катеке разлетится семи миллиметровая скоба из каленой нержавейки.
5. Забываем про бэк. Начинаем по такому же принципу учиться делать фронт и видим, что ничего не получается. Туловище просто не гнется в обратную сторону. В сторону склона - сколько угодно. А обратно оно гнуться не хочет. Это и есть причина, по которой фронт значительно тяжелее бэка. Первым шагом решения будет задняя рука. Ее нужно согнуть в локте и максимально сильно тащить вверх. Другой частью решения будет максимальный сгиб ног. Третью частью решения будет вертикальный разворот плеч (для этого согнутая в локте рука и идет вверх). В качестве упражнения для понимания "что куда" можно сильно протаскивать переднюю руку за линию туловища. Одна рука согнута в локте и идет максимально вверх, а вторая рука следом за ней. При этом не забывать задавливать переднюю ногу в момент входа в дугу и немного гнуться вперед. Плечи держать жестко перпендикулярно доске. Если плечи будут гулять - дел не будет.
6. После того, как пришло полное понимание и осмысление пункта 5. После того, как попытки что-то изобразить стали вполне осмысленными и каждое действие выполняется продуманно, можно начать делать то же самое, только сильно сгибая ноги в коленях и сильно сгибаясь вперед. Как следствие внешняя рука ляжет на внешний кант. Далеко не сразу. Но ляжет. При этом задняя рука будет согнута в локте и поднята вверх. Доска будет при этом по любому склону ехать, как по рельсам. Это максимальная загрузка ее в склон. С точки зрения контроля доски - это точка. Но со стороны это выглядит не очень эстетично, поэтому продолжаем дальше :-)
7. Внешний вид портит задранная, согнутая в локте, рука. Если ее принудительно не тащить, таким образом наверх, то внешняя рука не ложится на кант. Компромисс находится за счет изгиба в пояснице. Задняя рука чуть поднимается, при этом плечо задней руки поднимается максимально высоко, максимальный сгиб ног, очень сильный наклон туловища вперед. Ну и из этого положения прогнуться в пояснице в обратную сторону, насколько получится. Если получится вообще :-) В этом случае и внешняя рука окажется на канте, и внутренняя рука будет иметь вполне приличное положение. Одно только "но". Прогнуться так получится далеко не у всех. Мало того, что туловище должно гнуться, так еще и должны быть мышцы, которые будут его гнуть туда, куда оно гнуться ну совсем не желает.
Как альтернативный вариант, можно не забивать себе голову тем, что бы внешняя рука была на внешнем канте. Это совсем необязательно. Волне достаточно сильного сгиба ног в коленях, наклона туловища вперед, и прогиба в пояснице в обратную сторону (это самый важный и ключевой момент). Не в сторону склона, а в противоположенную от него сторону. "Правильный" карвер оказывается лицом на склоне за счет скорости, не за счет того, что он согнулся к нему.
8. Теперь учимся делать фронт, поворачивая голову (смотря) внутрь поворота. При этом теряется из виду, на какую кочку сейчас наедет доска, поэтому нужно быть готовым к тому, что она может действительно наехать на какую-то кочку и оказаться в воздухе. Но за счет правильной загрузки канта массой тела, доска при соприкосновении со склоном врежется в него и поедет дальше, как по рельсам. Но это только в том случае, если в полете сохранять такое же положение тела, как и до полета.
9. Теперь стоит заняться динамикой. А именно, научиться быстро делать движения из пункта один на склоне с нормальным уклоном. Все очень просто. Немного согнуть ноги. Наклонить туловище вперед и резко развернуть плечи в вертикальной плоскости (за счет того, что внутренняя рука летит максимально вверх, а внешняя следом за ней). При этом не пытаться рулить доской за счет ног. После того, как доска сменит кант - резко развернуть плечи в другую сторону (руки так же полетели в другую сторону). Если при быстром выполнении этого попытаться, "по привычке", рулить доской за чет ног, то можно навернуться так, что сезон закроется досрочно. Поэтому без достаточного опыта не стоит экспериментировать с чрезмерно резкой и быстрой сменой канта. Все нужно делать постепенно. За счет таких смен канта можно довольно успешно разгонять доску. Правда силы тратить придется.
10. После того, как пункт 9 освоен при движении доски вниз, нужно начинать пробовать его, как связующее звено между дугами. При этом доска будет идти не четко вниз, а под углом. На скорости и уклоне это может стать проблемой, поэтому нужно относиться с пониманием к тому, что ты делаешь. Без четкого понимания что куда и как, эксперименты с подобными вещами на высоких скоростях, могут привести к серьезной травме.
11. Теперь нужно запомнить следующее. Пауз быть не должно. Пауза только одна, когда после старта доска разгоняется до первой дуги. После этого пауз быть не должно. Закончилась одна дуга - сразу идет следующая. Нет скорости - набирать скорость за счет быстрой смены канта. Хочется поменять сторону склона - сделать дугу, потом по диагонали пересечь склон, попутно быстро меняя кант, и вернуться к нормальным дугам.
12. Если остались вопросы, добро пожаловать на Форум.
|